Каждый да будет весел и добр до часа кончины
Терапевтическое ведение дневника по методу Айры Прогоффа
Доктор Айра Прогофф (Ira Progoff (2.08.1921 - 01.01.1998), американский социальный работник и психотерапевт, был учеником К.Г. Юнга. Свой подход он называл "гуманистической глубинной психологией". Прогофф поставил себе задачу разработать экономичный и эффективный метод психологической самопомощи и решил ее, создав "структурированный дневник". Упражнения дневника служат в качестве системы опор для самоисследования, при этом укрепляется восприимчивость к собственному "внутреннему процессу" и происходит настройка на диалогическое измерение жизни. Сейчас интенсивная дневниковая терапия Прогоффа применяется в групповой и индивидуальной работе с людьми, переживающими жизненные кризисы и переходные периоды. Особенно полезным этот метод оказался в работе с одинокими, застенчивыми людьми, а также с больными, безработными или находящимися в местах лишения свободы.
Обычное ведение дневника
Огромное количество людей в разных культурах, в разные исторические периоды, в то или иное время своей жизни вели дневник. Обычный дневник - это хроника внешних или внутренних событий. В последнем случае есть тенденция к рефлексии, наблюдениям, образам фантазии (иногда). Это неструктурированный дневник, систематизированный либо по датам, либо используемый «по наитию». Люди, склонные писать много, будучи оставлены один на один с неструктурированным дневником, начинают повторяться, и круг, по которому они ходят, превращается в глубокую колею, из которой трудно выбраться.
Дневник часто ведут люди, стремящиеся достичь определенной цели, - в особенности, если на пути к цели им приходится преодолевать трудности. Тогда в дневнике человек отмечает, чего хотелось достичь, что получилось, а что - нет, каковы возможные причины трудностей и способы их преодоления. Однако оценочный характер такого дневника может усугублять у человека чувство вины за «недостижение». Если дневник должен помочь человеку достичь определенной цели, то сама определенность этой цели ограничивает пространство движения внутреннего процесса, а значит, и самого человека. В таком случае рано или поздно дневник оказывается заброшенным, и на его месте в опыте человека остается вакуум.
Специфика структурированного дневника
Прогофф много экспериментировал в своей терапевтической работе с разными формами ведения дневника, и обнаружил, что неструктурированный дневник не выполнял возложенных на него функций - служить отражающей поверхностью для внутреннего процесса любого человека. Как же сделать так, чтобы дневник работал независимо от терапевта? Дневник должен обладать достаточно четкой структурой, чтобы можно было выделить, описать и передать конкретные процедуры. С другой стороны, равно важно, чтобы эта структура находилась в гармонии с естественным потоком человеческой жизни, чтобы переживания не надо было силой втискивать в формат дневника, как в прокрустово ложе.
Работа с дневником как метод психологической самопомощи выходит за пределы медицинской модели психотерапии, не требует анализов и диагнозов. Дневник становится своего рода портфолио личностного и духовного развития, отражающей поверхностью, на которой проявляется форма тонких душевных движений, и их специфика и направление становятся видимыми для человека. Жизненные события оказываются связанными с нашими ценностями, намерениями, желаниями и т.п. во временной последовательности нашей предпочитаемой истории. Пересматриваются также события прошлого. По мере этой работы в жизни появляется дополнительный смысл, «нечто большее». Человек осознает то, что прежде выходило для него за пределы зоны ближайшего развития, то, что раньше не было возможно знать. Это часто проявляется в различных поэтических формах.
Цели работы с дневником
Начиная работать с дневником, люди достигают двух целей: размещают момент настоящего в более широкой перспективе прошлого и будущего, и одновременно устанавливают контакт с ценностями, смыслами и руководящими принципами нашей жизни. При этом, размещая себя подобным образом по отношению к потоку своей жизни, осваивая различные приемы и техники работы с дневником, люди получают инструмент, который смогут применять в дальнейшем. Становится доступной более широкая, многомерная перспектива, открывающая пространство возможностей. Размещая себя по отношению к собственной жизни, люди отмечают подъемы и спады, циклы, и тем самым создается контекст длящейся тождественности, преемственности существования.
Работая с дневником, каждый человек может продвигаться с комфортной ему скоростью, в своем темпе. Осваивая работу с дневником, человек пересматривает свою жизненную историю и устанавливает контакт с «внутренним движением жизни» и настраивает себя на его гармонию. Дневник - это инструмент для гармонизации жизни человека и настройки на его уникальную ноту. Этот инструмент «заточен» под каждого, кто им пользуется, это открытие собственной внутренней правды и настройка на нее. Дневник может стать спутником, переносным «альтер эго». Отношения с дневником у пишущего сродни отношениям музыканта с инструментом. Это помогает принимать решения в сложных жизненных ситуациях.
Работа с дневником в группе
Работать с дневником можно в любых жизненных обстоятельствах: в одиночку и в группе, в бурные периоды жизни и в относительно спокойные. Семинар по работе с дневником - это безопасная ситуация, защищенная от внешнего давления «мира за стенами комнаты», в которой человек может в спокойной обстановке взглянуть на свою жизнь. Эффективное структурирование семинара позволяет в сжатые сроки осветить значимые области жизни человека. Присутствие на семинаре других людей, тоже погруженных в исследование собственной жизни, создает особую атмосферу сосредоточенности. Хотя участники не общаются, они получают особую значимую поддержку друг от друга. Это укрепляет наше интуитивное ощущение ценности, значимости любой уникальной жизни. В этом смысле семинар подобен буддийскому ритриту. Когда мы работаем с дневником в группе, происходит соприкосновение жизней общей концентрацией, общими задачами.
На семинаре человек пребывает в уединении, и при этом его поддерживает атмосфера группы, чувство присутствия других людей. Они не вмешиваются в происходящее, не дают интерпретаций. Это традиция признания, выходящая за пределы знакомого и привычного. Молчаливое свидетельствование может порождать и аккумулировать энергию, подобно молитве. Во время семинара создается атмосфера несколько торжественного, одухотворенного сосредоточения, как в соборе; этому способствуют специальные упражнения семинара. Упражнения и атмосфера, поддерживая друг друга, задают темп и ритм этой работы.
Участники не дают друг другу советов. Их дар гораздо более значимый - это дар свободы и времени. На семинаре можно говорить, а можно молчать. Выбор молчания получит поддержку молчаливым свидетельствованием группы, так же, как и выбор разговора. Возможность говорить открывается для каждого в свое время. Когда человек нервничает и тревожится, он не может, будучи один, в достаточной степени сосредоточиться на работе с дневником. Но атмосфера группы успокаивает и помогает настроиться.
Есть вещи, о которых невозможно говорить в группе, потому что это было бы нарушением права на частную жизнь и личную тайну самого человека или других людей. Некоторые переживания настолько хрупки, что разрушаются, если говорить о них вслух. Есть некоторые вещи, говорить о которых - значит, отступаться от ценностей и руководящих принципов собственной жизни.
Структура дневника
Самое главное в структурированном дневнике, разработанном Прогоффом, - нелинейность. Дневник должен быть устроен так, чтобы можно было свободно добавлять листы в любой раздел. Разделы составляют четыре так называемых «измерения»:
1. Жизненное время. Сюда входят такие разделы, как «Период настоящего», «Запись ежедневного», «События жизненной истории», «Вехи», «Перепутья: дороги, выбранные и не выбранные», «Открытость будущему».
2. Диалоги. В это измерение входят такие разделы, как: «Диалог с людьми», «Диалог с проектами», «Диалог с телом», «Диалог с событиями, ситуациями и обстоятельствами».
3. Поток символов. В этом измерении - разделы «Запись сновидений», «Расширение сновидений», «Сумеречные образы», «Расширение образов».
4. Внеличностные смыслы. В этом измерении - разделы «Диалог с обществом» и «Диалог с внутренней мудростью».
Дневник и работа с жизненной историей
Настраиваясь на свой уникальный темп и ритм, люди начинают лучше чувствовать, когда в жизни именно для них наступает благоприятный момент. От ведения записей что-то меняется внутри, люди могут переживать это как прорыв или высвобождение чего-то. Поначалу это может казаться странным, потому что мы, как правило, привыкли к гораздо меньшей гибкости в жизни. Жизнь с годами стала похожа на плотно утоптанную почву, которую давно не рыхлили. Впечатления падают друг на друга так быстро, что у нас нет ни времени, ни возможности поразмыслить об их последствиях, о возможностях, которые они могли бы нам открыть. Мы не переживаем во всей полноте ни радость, ни боль, не успеваем занять позицию по отношению к ним, и из них не успевает развиться новое.
Работая с дневником, мы постепенно разрыхляем эти слежавшиеся слои. Внутри нас появляется новое чувство пространства и мягкости, открывающее новые возможности. Мы обретаем способность более свободно передвигаться в нашем внутреннем пространстве, исследуя территории воспоминаний и надежд, пробираясь в те уголки опыта, куда у нас раньше вовсе не было доступа.
В конце концов весь опыт становится доступным нам, как добрая мягкая почва, сквозь которую так приятно пропускать пальцы, наслаждаясь ее прикосновением. Когда мы обретаем эту мягкость и открытость любому внутреннему опыту, никакие внешние обстоятельства уже не способны сбить нас с курса. В достижении этого нам помогают упражнения по работе с жизненной историей.
«Растягивание времени»
Упражнения на «растягивание времени» очень полезны для людей, переживающих переходный период в своей жизни. Представление о «растягивании времени» основывается на фундаментальном различии между хронологическим временем и качественным временем. Хронологическое время - это объективная последовательность событий, как они разворачиваются для постороннего, эмоционально не вовлеченного в них наблюдателя. Качественное время, напротив, - это субъективное переживание событий, их смысла и ценности для человека, который их переживает.
Самое сложное для человека время - переход между двумя большими периодами жизни. Когда прежний период завершился, а в новом очень много неопределенности, это может быть тяжело и даже убийственно. В этот момент очень важно иметь метод для того, чтобы позволить новой жизни выстроиться в гармонии с ритмом и тоном внутренних душевных движений.
Еще одна сложная ситуация - когда человек стоит на распутье и должен совершить выбор между двумя важными направлениями, которые одновременно присутствуют в его жизни и уже составляют ее важную часть и многого требуют. Может показаться, что человек «зажрался», но в такой ситуации он действительно испытывает колоссальное напряжение. При работе с дневником, если со-присутствует больше, чем одна история, каждой из них будет предоставлено пространство, чтобы проявить силу своих корней и показать, какие возможности она могла бы открыть.
Иногда дело не в выборе или конфликте направлений, а просто в смене акцента, когда в жизни человека сменяется ведущая деятельность. Как правило, так называемое «новое» направление в жизни, по сути, не совсем новое, у него есть предпосылки в прошлом опыте человека, просто события, принадлежащие к этому направлению, пока еще не оказывались в фокусе осознавания. Прежде подавленная история выходит на первый план и становится доминирующей. Иногда «новый» протагонист хочет по возможности противопоставиться прежнему. В какой-то момент человек может научиться больше отождествляться с более широким и многомерным аспектом себя, и это позволяет принять сосуществование различных, порой противоречащих друг другу, хоть и равно предпочитаемых, протагонистов.
Жизненное время
При работе с дневником в центр помещается «период настоящего». Человека просят определить границы того настоящего времени, в котором он живет: какое событие стало границей между прежней жизнью и нынешней? Каково содержание нынешнего периода жизни? На что похоже его течение? Период настоящего рассматривается как с рациональной, так и с внерациональной точки зрения.
Далее человеку, ведущему дневник, предлагается параллельно вести два процесса: делать упражнения в разных разделах и вести ежедневные записи внутренних событий и состояний. Упражнения в разделах направлены на реконструкцию жизненной истории, насыщение ее смыслом, «население» разными значимыми людьми и фигурами, прослеживание возможных направлений развития в прошлом, настоящем и будущем.
Жизненная история реконструируется путем составления списка этапов-вех, осмысленно приводящих к периоду настоящего, который выступает в качестве кульминации сюжета. Далее подробно исследуется один из этапов, содержащий большой смысловой потенциал в контексте настоящего. Всплывающие воспоминания о прошлом записываются в раздел «События жизненной истории», а возможные направления развития, проявившиеся в точках выбора, в разделе «Перепутья: дороги выбранные и не выбранные».
Со временем жизненная ситуация человека меняется, и он может заново и иначе выделить «период настоящего», и в соответствии с этим переписать вехи. На поверхность в качестве значимых могут выйти совсем другие периоды и события. Это дает человеку непосредственное переживание полиисторичности жизни и возможности переписать собственную жизненную историю. Это особенно важно при работе с людьми, пережившими травмирующий опыт.
Диалоги
Принцип диалога - еще один важный аспект работы со структурированным дневником Прогоффа. Очень трудно в повседневной жизни, а также при чрезвычайных обстоятельствах сохранить напряжение диалога между двумя субъектами. Мы либо готовы превратить в объект, послушный чужой воле, либо себя, либо Другого (в качестве Другого может выступать любой аспект нашего бытия, вплоть до Мира в целом).
В упражнениях дневника предлагается проследить жизненную историю того, с кем или с чем мы стремимся вступить в диалог: другого человека, нашего собственного тела, какого-то важного для нас проекта и пр. Далее человек настраивается на осмысленную преемственность течения этой жизненной истории, и представляет себе своего собеседника как бы присутствующим рядом. Между ними происходит спонтанный диалог, позволяющий понять что-то новое и важное о собственной жизни.
Поток символов
При работе со структурированным дневником никакие жизненные переживания не оказываются проигнорированными. В этом измерении особое внимание уделяется потоку сновидений и фантазий. А. Прогофф исходит из соображения, что поток образов и символов течет постоянно, но во время бодрствования он скрыт под «слоем» рационального мышления. Важно не толкование каждого конкретного сновидения, а движение потока сновидений. Когда людям удается сопоставить поток событий и переживаний, происходящих во время бодрствования, с потоком сновидений и образов фантазии, открываются возможности понимания, и жизненный процесс обретает многомерность.
Запись сновидений и дневных грез помогает отстраниться от них, одновременно уделяя им должное внимание. Этот прием полезен при работе с людьми, страдающими от кошмаров и навязчивых состояний.
Внеличностные смыслы
Человек в современной культуре и в медицинской психотерапевтической модели часто конструируется как некое изолированное, автономное «я», «изнутри» которого происходят личностные черты, особенности характера и поступки. При этом игнорируется тот факт, что человек никогда не существует в социальном вакууме, он - часть сообщества, конструирующего смыслы посредством языка. Ценности, интересы, намерения, принципы и другие интенциональные категории бытия человека существуют не «внутри» него, а в культуре.
Работа со структурированным дневником помогает восстановить контакт с внеличностными источниками смысла - с искусством, общественными движениями, духовными учениями и практиками, измерением священного.
Кутузова Д.
к.пс.н., психолог, нарративный практик
еще раз о списке из 100Решите все проблемы со списком 100
перевод на русский язык: Никонов Владимир
оригинал статьи: litemind.com/tackle-any-issue-with-a-list-of-100/
Список 100 – мощная техника, которую используют для генерации идей, ясности мысли, определения скрытых проблем или принятия решений по нестандартным, но имеющим особое значение для вас вопросам.
В принципе, техника весьма проста: запишите четко свой вопрос или проблему вверху чистого листа бумаги и составьте список из 100 ответов на вопрос или решений проблемы.
«100 способов увеличить доход», «100 способов развития креативности», «100 способов улучшить отношения» - примеры таких списков.
«Сто пунктов? Не слишком ли много?»
Поверьте мне: это именно то количество, которое делает технику мощным инструментом.
Когда вы начнете свой список, вам может показаться, что продолжить и завершить его нереально. Но через несколько пунктов, когда вы немного поупражняетесь, ваше подсознание естественным образом включится в процесс.
И тогда вам откроется много новых и удивительных ответов, мысль заработает снова. Создание «Списка 100» – это прекрасно скоординированное взаимодействие между сознательным и подсознательным процессами решения одной и той же проблемы.
Цель «Списка 100» – удивить свое собственное сознание.
Работая над «Списком 100», вы получаете подчас совершенно неожиданные идеи, потому что они просачиваются из вашего подсознания без предварительной обработки.
Основные правила
Существуют лишь два основных правила, о которых вы должны помнить, составляя «Список 100»:
1. Составляйте список за один заход
Это одно из критических правил для того, чтобы техника работала. Если вы разобьете составление списка на несколько сеансов, суть техники потеряет смысл. Перед тем, как начинать список, усядьтесь поудобнее и постарайтесь предотвратить все возможные вмешательства в вашу работу.
2. Исключите все, что отвлекает внимание
Исключите все, что не имеет отношения к генерации идей на все время вашего сеанса. Просто сконцентрируйтесь на извлечении идей из головы как можно быстрее, соблюдая при этом следующие правила:
Не пытайтесь подвергать критике или оценивать свои идеи; вы проанализируете их позже;
Не записывайте слова и предложения полностью, если это тормозит вашу работу;
Не останавливайтесь, чтобы посмотреть, сколько вы уже сделали; лучше пронумеруйте строки от 1 до 100 или создайте нумерованный список, если вы пользуетесь текстовым редактором;
Не беспокойтесь о том, что ваши мысли будут повторяться; дубликаты помогут вам понять свой образ мыслей.
Динамика составления «Списка 100»
Чтобы понять, почему составление «Списка 100» работает, изучите, что происходит во время этого процесса. При составлении списка вы пройдете через три четкие фазы:
1. Первые примерно 30 пунктов: когда вы выходите за пределы замкнутого мышления
Первые пункты приходят вам в голову легче всего. В этой первой фазе все еще задействовано ваше сознание, и вы, скорее всего, просто излагаете давно знакомые вам идеи.
2. Следующие 40 пунктов: когда вырисовывается ваш образ мыслей
В этой фазе вы начнете замечать повторяющиеся темы и мысленные штампы. Вторая фаза самая трудная, так как многим сложно расстаться с идеями, высказанными в первой фазе, и взяться за новые, отличные от тех.
Помните, что именно эта борьба с самим собой сделает возможным переход к третьей, самой плодотворной фазе, а потому самое важное – не сдаваться на этом этапе.
3. Последние 30 пунктов: где и находится шкатулка с драгоценностями
На этом этапе вы уже иссякли в отношении наиболее «логических» ответов, поэтому ваше подсознание почувствует себя вольготнее. Не удивляйтесь, если обнаружите в своем списке парочку на самом деле абсурдных, нелогичных ответов. У вас может возникнуть желание не записывать их («Как, ко всем чертям, мне могло прийти в голову такое?»). Все равно запишите их: эти странные, идиотские фразы могут казаться, мягко говоря, далекими от сути вопроса, но именно они и являются теми ответами, которые вы искали.
Также, после изложения такого большого количества мыслей, нередко происходит сдвиг в понимании сути вещей: те пункты, которые казались поначалу вам самыми уродливыми, оказывается, наиболее соответствуют теме вопроса.
Более того, в процессе составления списка у вас может полностью измениться отношение к проблеме в целом: вы даже можете прийти к выводу, что вам следует составлять такой список совсем на другую тему.
Применение «Списка 100»
Техника Список 100 может найти гораздо более широкое применение, нежели решение специфических личных проблем; это – инструмент разностороннего развития личности, который поможет вам совершенствовать самопознание, развивать систему собственной мотивации, и многое другое.
Для иллюстрации бесчисленных возможностей этой техники ниже приводится Список 100 Списков 100.
Упражнение: придумайте случайное число от 1 до 100, посмотрите, что обозначает номер по списку внизу и составьте его.
100 вещей, за которые я благодарен
100 способов самовоспитания
100 способов навредить себе
100 дел, в которых я мастер
100 качеств, которые мне нравятся в себе
100 вопросов, на которые я хочу получить ответы
100 способов улучшить свою жизнь
100 дел, которые я завершил в жизни
100 вещей, которые выводят меня из равновесия
100 дел, которые я сделал бы, если бы у меня было на это время
100 дел, которые мне нужно или я хочу сделать
100 дел, которые я должен закончить в течение следующих Х месяцев
100 дел, которые я должен завершить, пока жив
100 праведных дел человеческих
100 плохих человеческих проступков
100 причин, почему я хочу сохранить брак/верность
100 причин, почему я не хочу сохранять брак/верность
100 причин, почему я не хочу, чтобы А был моим партнером/другом
100 причин, почему я должен предложить А партнерство/дружбу
100 моих нынешних страхов
100 вещей, которые раньше были мне страшны, но не сейчас
100 причин копить деньги
100 вещей, по которым я скучаю
100 жертв, которые я принес
100 коммерческих идей для моего бизнеса
100 способов заработать денег
100 возможностей делать добрые дела
100 профессий, которыми я хотел бы овладеть
100 страхов мультимиллионера
100 ценностей, в которые я верю
100 достижений (качеств), которыми я горжусь
100 вещей, которые я ценю в жизни
100 способов помогать людям
100 вещей, которые меня зажигают
100 вещей, которые меня тормозят
100 выводов, которые я сделал в жизни
100 вещей, которыми мне трудно делиться с другими
100 вещей, в которых я разочаровался
100 вещей, которые меня злят
100 вещей, которые меня печалят
100 вещей (людей, мест), которые я люблю
100 вещей, которыми можно отвлечься, когда я подавлен
100 вещей, которыми можно отвлечься, когда мне одиноко
100 правил, которые я нарушил
100 умений, которыми я владею
100 чувств, которые я испытываю сейчас
100 воспоминаний детства
100 вещей, которые мне говорили мои родители
100 способов быть великодушным
100 способов повысить результативность
100 вещей, которые я ненавижу
100 вещей, которые я хочу
100 мест, которые я хотел бы посетить
100 вещей, которые мне хотелось бы услышать от кого-нибудь
100 вещей, которые мне хотелось бы слышать постоянно
100 вещей, которые мне хотелось бы сказать своему ребенку
100 вещей, которые мой ребенок должен знать обо мне
100 причин иметь ребенка
100 причин не иметь ребенка
100 прилагательных, описывающих меня
100 решений, принятых за меня другими
100 удачных решений, принятых мною
100 дел, которые я совершил бы, если бы мне осталось жить 6 месяцев
100 вещей, которые ожидают от меня другие
100 вещей, которые я сам ожидаю от себя
100 приговоров, которых я не вынес
100 способов развивать креативность
100 предметов, которые можно носить в карманах
100 предметов, которые я спасал бы во время пожара в моем доме
100 вещей, которые я хотел бы сказать моей матери (отцу)
100 вещей, которые я никогда не сказал бы моей матери (отцу)
100 финансовых страхов
100 провинностей, за которые я сам себя прощаю
100 вещей, которые мне необходимо держать под контролем
100 ситуаций, над которыми я боюсь потерять контроль
100 исполненных молитв
100 человек, с которыми я хотел бы встретиться
100 причин моей ревности
100 человек, которыми я восхищаюсь
100 дел, которые я отложил «на потом»
100 воспоминаний прошлого
100 вещей, которые вдохновляют меня
100 моих неоконченных дел
100 дел, которыми я горжусь
100 поступков, которые я никогда не повторю
100 способов получать доход
100 жизненных принципов
100 человек, которых я хочу простить
100 человек, чье прощение я хочу получить
100 поступков, за которые мне следует простить себя
100 ошибок, которые я совершил
100 уроков, которые я получил
100 способов стать здоровее
100 причин для слез
100 причин для смеха
100 вещей, которые я переложил бы на других
100 вещей, которые я хотел бы получить ко дню рождения
100 вещей, которыми я устал обладать
100 обязанностей, которых я хотел бы избежать
100 вещей, о которых можно составить Список 100
о "16 темах"Вообще, чтобы планы реализовывались, необходимо, чтобы они были закономерным следующим шагом в некой истории развития; чтобы были какие-то ценности и умения, возникшие в прошлом и существующие в настоящем, которые служат основанием и опорой для будущих действий. При этом история должна быть такой, чтобы возникала драматическая вовлеченность в нее рассказчика/героя. Вот с этим мы и будем работать, шаг за шагом, то есть вопрос за вопросом.
Во время первой итерации 16 тем, то есть до Нового года, я предлагаю, осмысляя каждую из тем, писать «фокусирующее утверждение». Для этого можно ответить на следующие вопросы:
- как в этой области обстоят дела в настоящем?
- как вы к этому относитесь?
- есть ли у вас в этой области жизни «зона комфорта»? Что-то, что уже получается "само", без существенных усилий; что-то, о чем вы не задумываетесь?
- что, касающееся этой области жизни, вы пока не можете делать полностью самостоятельно, но при поддержке более опытного человека вполне смогли бы?
- есть ли в этой области жизни какие-то области, к которым вы пока еще не знаете, как подступиться?
- есть ли в этой области что-то, за что вы себя критикуете?
- что-то, чем вы гордитесь? Что вас радует?
Постарайтесь писать не дольше 15-20 минут. Прямо вот по таймеру: прозвенел – прекращаем писать, даже если еще не все сказали. Это создаст «эффект незавершенного действия». Конечно, если «страсть как хочется записать кое-что», надо записывать. Главное – не насиловать себя.
В следующей итерации мы вместе с желающими обратимся к прошлому.
Доктор Айра Прогофф (Ira Progoff (2.08.1921 - 01.01.1998), американский социальный работник и психотерапевт, был учеником К.Г. Юнга. Свой подход он называл "гуманистической глубинной психологией". Прогофф поставил себе задачу разработать экономичный и эффективный метод психологической самопомощи и решил ее, создав "структурированный дневник". Упражнения дневника служат в качестве системы опор для самоисследования, при этом укрепляется восприимчивость к собственному "внутреннему процессу" и происходит настройка на диалогическое измерение жизни. Сейчас интенсивная дневниковая терапия Прогоффа применяется в групповой и индивидуальной работе с людьми, переживающими жизненные кризисы и переходные периоды. Особенно полезным этот метод оказался в работе с одинокими, застенчивыми людьми, а также с больными, безработными или находящимися в местах лишения свободы.
Обычное ведение дневника
Огромное количество людей в разных культурах, в разные исторические периоды, в то или иное время своей жизни вели дневник. Обычный дневник - это хроника внешних или внутренних событий. В последнем случае есть тенденция к рефлексии, наблюдениям, образам фантазии (иногда). Это неструктурированный дневник, систематизированный либо по датам, либо используемый «по наитию». Люди, склонные писать много, будучи оставлены один на один с неструктурированным дневником, начинают повторяться, и круг, по которому они ходят, превращается в глубокую колею, из которой трудно выбраться.
Дневник часто ведут люди, стремящиеся достичь определенной цели, - в особенности, если на пути к цели им приходится преодолевать трудности. Тогда в дневнике человек отмечает, чего хотелось достичь, что получилось, а что - нет, каковы возможные причины трудностей и способы их преодоления. Однако оценочный характер такого дневника может усугублять у человека чувство вины за «недостижение». Если дневник должен помочь человеку достичь определенной цели, то сама определенность этой цели ограничивает пространство движения внутреннего процесса, а значит, и самого человека. В таком случае рано или поздно дневник оказывается заброшенным, и на его месте в опыте человека остается вакуум.
Специфика структурированного дневника
Прогофф много экспериментировал в своей терапевтической работе с разными формами ведения дневника, и обнаружил, что неструктурированный дневник не выполнял возложенных на него функций - служить отражающей поверхностью для внутреннего процесса любого человека. Как же сделать так, чтобы дневник работал независимо от терапевта? Дневник должен обладать достаточно четкой структурой, чтобы можно было выделить, описать и передать конкретные процедуры. С другой стороны, равно важно, чтобы эта структура находилась в гармонии с естественным потоком человеческой жизни, чтобы переживания не надо было силой втискивать в формат дневника, как в прокрустово ложе.
Работа с дневником как метод психологической самопомощи выходит за пределы медицинской модели психотерапии, не требует анализов и диагнозов. Дневник становится своего рода портфолио личностного и духовного развития, отражающей поверхностью, на которой проявляется форма тонких душевных движений, и их специфика и направление становятся видимыми для человека. Жизненные события оказываются связанными с нашими ценностями, намерениями, желаниями и т.п. во временной последовательности нашей предпочитаемой истории. Пересматриваются также события прошлого. По мере этой работы в жизни появляется дополнительный смысл, «нечто большее». Человек осознает то, что прежде выходило для него за пределы зоны ближайшего развития, то, что раньше не было возможно знать. Это часто проявляется в различных поэтических формах.
Цели работы с дневником
Начиная работать с дневником, люди достигают двух целей: размещают момент настоящего в более широкой перспективе прошлого и будущего, и одновременно устанавливают контакт с ценностями, смыслами и руководящими принципами нашей жизни. При этом, размещая себя подобным образом по отношению к потоку своей жизни, осваивая различные приемы и техники работы с дневником, люди получают инструмент, который смогут применять в дальнейшем. Становится доступной более широкая, многомерная перспектива, открывающая пространство возможностей. Размещая себя по отношению к собственной жизни, люди отмечают подъемы и спады, циклы, и тем самым создается контекст длящейся тождественности, преемственности существования.
Работая с дневником, каждый человек может продвигаться с комфортной ему скоростью, в своем темпе. Осваивая работу с дневником, человек пересматривает свою жизненную историю и устанавливает контакт с «внутренним движением жизни» и настраивает себя на его гармонию. Дневник - это инструмент для гармонизации жизни человека и настройки на его уникальную ноту. Этот инструмент «заточен» под каждого, кто им пользуется, это открытие собственной внутренней правды и настройка на нее. Дневник может стать спутником, переносным «альтер эго». Отношения с дневником у пишущего сродни отношениям музыканта с инструментом. Это помогает принимать решения в сложных жизненных ситуациях.
Работа с дневником в группе
Работать с дневником можно в любых жизненных обстоятельствах: в одиночку и в группе, в бурные периоды жизни и в относительно спокойные. Семинар по работе с дневником - это безопасная ситуация, защищенная от внешнего давления «мира за стенами комнаты», в которой человек может в спокойной обстановке взглянуть на свою жизнь. Эффективное структурирование семинара позволяет в сжатые сроки осветить значимые области жизни человека. Присутствие на семинаре других людей, тоже погруженных в исследование собственной жизни, создает особую атмосферу сосредоточенности. Хотя участники не общаются, они получают особую значимую поддержку друг от друга. Это укрепляет наше интуитивное ощущение ценности, значимости любой уникальной жизни. В этом смысле семинар подобен буддийскому ритриту. Когда мы работаем с дневником в группе, происходит соприкосновение жизней общей концентрацией, общими задачами.
На семинаре человек пребывает в уединении, и при этом его поддерживает атмосфера группы, чувство присутствия других людей. Они не вмешиваются в происходящее, не дают интерпретаций. Это традиция признания, выходящая за пределы знакомого и привычного. Молчаливое свидетельствование может порождать и аккумулировать энергию, подобно молитве. Во время семинара создается атмосфера несколько торжественного, одухотворенного сосредоточения, как в соборе; этому способствуют специальные упражнения семинара. Упражнения и атмосфера, поддерживая друг друга, задают темп и ритм этой работы.
Участники не дают друг другу советов. Их дар гораздо более значимый - это дар свободы и времени. На семинаре можно говорить, а можно молчать. Выбор молчания получит поддержку молчаливым свидетельствованием группы, так же, как и выбор разговора. Возможность говорить открывается для каждого в свое время. Когда человек нервничает и тревожится, он не может, будучи один, в достаточной степени сосредоточиться на работе с дневником. Но атмосфера группы успокаивает и помогает настроиться.
Есть вещи, о которых невозможно говорить в группе, потому что это было бы нарушением права на частную жизнь и личную тайну самого человека или других людей. Некоторые переживания настолько хрупки, что разрушаются, если говорить о них вслух. Есть некоторые вещи, говорить о которых - значит, отступаться от ценностей и руководящих принципов собственной жизни.
Структура дневника
Самое главное в структурированном дневнике, разработанном Прогоффом, - нелинейность. Дневник должен быть устроен так, чтобы можно было свободно добавлять листы в любой раздел. Разделы составляют четыре так называемых «измерения»:
1. Жизненное время. Сюда входят такие разделы, как «Период настоящего», «Запись ежедневного», «События жизненной истории», «Вехи», «Перепутья: дороги, выбранные и не выбранные», «Открытость будущему».
2. Диалоги. В это измерение входят такие разделы, как: «Диалог с людьми», «Диалог с проектами», «Диалог с телом», «Диалог с событиями, ситуациями и обстоятельствами».
3. Поток символов. В этом измерении - разделы «Запись сновидений», «Расширение сновидений», «Сумеречные образы», «Расширение образов».
4. Внеличностные смыслы. В этом измерении - разделы «Диалог с обществом» и «Диалог с внутренней мудростью».
Дневник и работа с жизненной историей
Настраиваясь на свой уникальный темп и ритм, люди начинают лучше чувствовать, когда в жизни именно для них наступает благоприятный момент. От ведения записей что-то меняется внутри, люди могут переживать это как прорыв или высвобождение чего-то. Поначалу это может казаться странным, потому что мы, как правило, привыкли к гораздо меньшей гибкости в жизни. Жизнь с годами стала похожа на плотно утоптанную почву, которую давно не рыхлили. Впечатления падают друг на друга так быстро, что у нас нет ни времени, ни возможности поразмыслить об их последствиях, о возможностях, которые они могли бы нам открыть. Мы не переживаем во всей полноте ни радость, ни боль, не успеваем занять позицию по отношению к ним, и из них не успевает развиться новое.
Работая с дневником, мы постепенно разрыхляем эти слежавшиеся слои. Внутри нас появляется новое чувство пространства и мягкости, открывающее новые возможности. Мы обретаем способность более свободно передвигаться в нашем внутреннем пространстве, исследуя территории воспоминаний и надежд, пробираясь в те уголки опыта, куда у нас раньше вовсе не было доступа.
В конце концов весь опыт становится доступным нам, как добрая мягкая почва, сквозь которую так приятно пропускать пальцы, наслаждаясь ее прикосновением. Когда мы обретаем эту мягкость и открытость любому внутреннему опыту, никакие внешние обстоятельства уже не способны сбить нас с курса. В достижении этого нам помогают упражнения по работе с жизненной историей.
«Растягивание времени»
Упражнения на «растягивание времени» очень полезны для людей, переживающих переходный период в своей жизни. Представление о «растягивании времени» основывается на фундаментальном различии между хронологическим временем и качественным временем. Хронологическое время - это объективная последовательность событий, как они разворачиваются для постороннего, эмоционально не вовлеченного в них наблюдателя. Качественное время, напротив, - это субъективное переживание событий, их смысла и ценности для человека, который их переживает.
Самое сложное для человека время - переход между двумя большими периодами жизни. Когда прежний период завершился, а в новом очень много неопределенности, это может быть тяжело и даже убийственно. В этот момент очень важно иметь метод для того, чтобы позволить новой жизни выстроиться в гармонии с ритмом и тоном внутренних душевных движений.
Еще одна сложная ситуация - когда человек стоит на распутье и должен совершить выбор между двумя важными направлениями, которые одновременно присутствуют в его жизни и уже составляют ее важную часть и многого требуют. Может показаться, что человек «зажрался», но в такой ситуации он действительно испытывает колоссальное напряжение. При работе с дневником, если со-присутствует больше, чем одна история, каждой из них будет предоставлено пространство, чтобы проявить силу своих корней и показать, какие возможности она могла бы открыть.
Иногда дело не в выборе или конфликте направлений, а просто в смене акцента, когда в жизни человека сменяется ведущая деятельность. Как правило, так называемое «новое» направление в жизни, по сути, не совсем новое, у него есть предпосылки в прошлом опыте человека, просто события, принадлежащие к этому направлению, пока еще не оказывались в фокусе осознавания. Прежде подавленная история выходит на первый план и становится доминирующей. Иногда «новый» протагонист хочет по возможности противопоставиться прежнему. В какой-то момент человек может научиться больше отождествляться с более широким и многомерным аспектом себя, и это позволяет принять сосуществование различных, порой противоречащих друг другу, хоть и равно предпочитаемых, протагонистов.
Жизненное время
При работе с дневником в центр помещается «период настоящего». Человека просят определить границы того настоящего времени, в котором он живет: какое событие стало границей между прежней жизнью и нынешней? Каково содержание нынешнего периода жизни? На что похоже его течение? Период настоящего рассматривается как с рациональной, так и с внерациональной точки зрения.
Далее человеку, ведущему дневник, предлагается параллельно вести два процесса: делать упражнения в разных разделах и вести ежедневные записи внутренних событий и состояний. Упражнения в разделах направлены на реконструкцию жизненной истории, насыщение ее смыслом, «население» разными значимыми людьми и фигурами, прослеживание возможных направлений развития в прошлом, настоящем и будущем.
Жизненная история реконструируется путем составления списка этапов-вех, осмысленно приводящих к периоду настоящего, который выступает в качестве кульминации сюжета. Далее подробно исследуется один из этапов, содержащий большой смысловой потенциал в контексте настоящего. Всплывающие воспоминания о прошлом записываются в раздел «События жизненной истории», а возможные направления развития, проявившиеся в точках выбора, в разделе «Перепутья: дороги выбранные и не выбранные».
Со временем жизненная ситуация человека меняется, и он может заново и иначе выделить «период настоящего», и в соответствии с этим переписать вехи. На поверхность в качестве значимых могут выйти совсем другие периоды и события. Это дает человеку непосредственное переживание полиисторичности жизни и возможности переписать собственную жизненную историю. Это особенно важно при работе с людьми, пережившими травмирующий опыт.
Диалоги
Принцип диалога - еще один важный аспект работы со структурированным дневником Прогоффа. Очень трудно в повседневной жизни, а также при чрезвычайных обстоятельствах сохранить напряжение диалога между двумя субъектами. Мы либо готовы превратить в объект, послушный чужой воле, либо себя, либо Другого (в качестве Другого может выступать любой аспект нашего бытия, вплоть до Мира в целом).
В упражнениях дневника предлагается проследить жизненную историю того, с кем или с чем мы стремимся вступить в диалог: другого человека, нашего собственного тела, какого-то важного для нас проекта и пр. Далее человек настраивается на осмысленную преемственность течения этой жизненной истории, и представляет себе своего собеседника как бы присутствующим рядом. Между ними происходит спонтанный диалог, позволяющий понять что-то новое и важное о собственной жизни.
Поток символов
При работе со структурированным дневником никакие жизненные переживания не оказываются проигнорированными. В этом измерении особое внимание уделяется потоку сновидений и фантазий. А. Прогофф исходит из соображения, что поток образов и символов течет постоянно, но во время бодрствования он скрыт под «слоем» рационального мышления. Важно не толкование каждого конкретного сновидения, а движение потока сновидений. Когда людям удается сопоставить поток событий и переживаний, происходящих во время бодрствования, с потоком сновидений и образов фантазии, открываются возможности понимания, и жизненный процесс обретает многомерность.
Запись сновидений и дневных грез помогает отстраниться от них, одновременно уделяя им должное внимание. Этот прием полезен при работе с людьми, страдающими от кошмаров и навязчивых состояний.
Внеличностные смыслы
Человек в современной культуре и в медицинской психотерапевтической модели часто конструируется как некое изолированное, автономное «я», «изнутри» которого происходят личностные черты, особенности характера и поступки. При этом игнорируется тот факт, что человек никогда не существует в социальном вакууме, он - часть сообщества, конструирующего смыслы посредством языка. Ценности, интересы, намерения, принципы и другие интенциональные категории бытия человека существуют не «внутри» него, а в культуре.
Работа со структурированным дневником помогает восстановить контакт с внеличностными источниками смысла - с искусством, общественными движениями, духовными учениями и практиками, измерением священного.
Кутузова Д.
к.пс.н., психолог, нарративный практик
еще раз о списке из 100Решите все проблемы со списком 100
перевод на русский язык: Никонов Владимир
оригинал статьи: litemind.com/tackle-any-issue-with-a-list-of-100/
Список 100 – мощная техника, которую используют для генерации идей, ясности мысли, определения скрытых проблем или принятия решений по нестандартным, но имеющим особое значение для вас вопросам.
В принципе, техника весьма проста: запишите четко свой вопрос или проблему вверху чистого листа бумаги и составьте список из 100 ответов на вопрос или решений проблемы.
«100 способов увеличить доход», «100 способов развития креативности», «100 способов улучшить отношения» - примеры таких списков.
«Сто пунктов? Не слишком ли много?»
Поверьте мне: это именно то количество, которое делает технику мощным инструментом.
Когда вы начнете свой список, вам может показаться, что продолжить и завершить его нереально. Но через несколько пунктов, когда вы немного поупражняетесь, ваше подсознание естественным образом включится в процесс.
И тогда вам откроется много новых и удивительных ответов, мысль заработает снова. Создание «Списка 100» – это прекрасно скоординированное взаимодействие между сознательным и подсознательным процессами решения одной и той же проблемы.
Цель «Списка 100» – удивить свое собственное сознание.
Работая над «Списком 100», вы получаете подчас совершенно неожиданные идеи, потому что они просачиваются из вашего подсознания без предварительной обработки.
Основные правила
Существуют лишь два основных правила, о которых вы должны помнить, составляя «Список 100»:
1. Составляйте список за один заход
Это одно из критических правил для того, чтобы техника работала. Если вы разобьете составление списка на несколько сеансов, суть техники потеряет смысл. Перед тем, как начинать список, усядьтесь поудобнее и постарайтесь предотвратить все возможные вмешательства в вашу работу.
2. Исключите все, что отвлекает внимание
Исключите все, что не имеет отношения к генерации идей на все время вашего сеанса. Просто сконцентрируйтесь на извлечении идей из головы как можно быстрее, соблюдая при этом следующие правила:
Не пытайтесь подвергать критике или оценивать свои идеи; вы проанализируете их позже;
Не записывайте слова и предложения полностью, если это тормозит вашу работу;
Не останавливайтесь, чтобы посмотреть, сколько вы уже сделали; лучше пронумеруйте строки от 1 до 100 или создайте нумерованный список, если вы пользуетесь текстовым редактором;
Не беспокойтесь о том, что ваши мысли будут повторяться; дубликаты помогут вам понять свой образ мыслей.
Динамика составления «Списка 100»
Чтобы понять, почему составление «Списка 100» работает, изучите, что происходит во время этого процесса. При составлении списка вы пройдете через три четкие фазы:
1. Первые примерно 30 пунктов: когда вы выходите за пределы замкнутого мышления
Первые пункты приходят вам в голову легче всего. В этой первой фазе все еще задействовано ваше сознание, и вы, скорее всего, просто излагаете давно знакомые вам идеи.
2. Следующие 40 пунктов: когда вырисовывается ваш образ мыслей
В этой фазе вы начнете замечать повторяющиеся темы и мысленные штампы. Вторая фаза самая трудная, так как многим сложно расстаться с идеями, высказанными в первой фазе, и взяться за новые, отличные от тех.
Помните, что именно эта борьба с самим собой сделает возможным переход к третьей, самой плодотворной фазе, а потому самое важное – не сдаваться на этом этапе.
3. Последние 30 пунктов: где и находится шкатулка с драгоценностями
На этом этапе вы уже иссякли в отношении наиболее «логических» ответов, поэтому ваше подсознание почувствует себя вольготнее. Не удивляйтесь, если обнаружите в своем списке парочку на самом деле абсурдных, нелогичных ответов. У вас может возникнуть желание не записывать их («Как, ко всем чертям, мне могло прийти в голову такое?»). Все равно запишите их: эти странные, идиотские фразы могут казаться, мягко говоря, далекими от сути вопроса, но именно они и являются теми ответами, которые вы искали.
Также, после изложения такого большого количества мыслей, нередко происходит сдвиг в понимании сути вещей: те пункты, которые казались поначалу вам самыми уродливыми, оказывается, наиболее соответствуют теме вопроса.
Более того, в процессе составления списка у вас может полностью измениться отношение к проблеме в целом: вы даже можете прийти к выводу, что вам следует составлять такой список совсем на другую тему.
Применение «Списка 100»
Техника Список 100 может найти гораздо более широкое применение, нежели решение специфических личных проблем; это – инструмент разностороннего развития личности, который поможет вам совершенствовать самопознание, развивать систему собственной мотивации, и многое другое.
Для иллюстрации бесчисленных возможностей этой техники ниже приводится Список 100 Списков 100.
Упражнение: придумайте случайное число от 1 до 100, посмотрите, что обозначает номер по списку внизу и составьте его.
100 вещей, за которые я благодарен
100 способов самовоспитания
100 способов навредить себе
100 дел, в которых я мастер
100 качеств, которые мне нравятся в себе
100 вопросов, на которые я хочу получить ответы
100 способов улучшить свою жизнь
100 дел, которые я завершил в жизни
100 вещей, которые выводят меня из равновесия
100 дел, которые я сделал бы, если бы у меня было на это время
100 дел, которые мне нужно или я хочу сделать
100 дел, которые я должен закончить в течение следующих Х месяцев
100 дел, которые я должен завершить, пока жив
100 праведных дел человеческих
100 плохих человеческих проступков
100 причин, почему я хочу сохранить брак/верность
100 причин, почему я не хочу сохранять брак/верность
100 причин, почему я не хочу, чтобы А был моим партнером/другом
100 причин, почему я должен предложить А партнерство/дружбу
100 моих нынешних страхов
100 вещей, которые раньше были мне страшны, но не сейчас
100 причин копить деньги
100 вещей, по которым я скучаю
100 жертв, которые я принес
100 коммерческих идей для моего бизнеса
100 способов заработать денег
100 возможностей делать добрые дела
100 профессий, которыми я хотел бы овладеть
100 страхов мультимиллионера
100 ценностей, в которые я верю
100 достижений (качеств), которыми я горжусь
100 вещей, которые я ценю в жизни
100 способов помогать людям
100 вещей, которые меня зажигают
100 вещей, которые меня тормозят
100 выводов, которые я сделал в жизни
100 вещей, которыми мне трудно делиться с другими
100 вещей, в которых я разочаровался
100 вещей, которые меня злят
100 вещей, которые меня печалят
100 вещей (людей, мест), которые я люблю
100 вещей, которыми можно отвлечься, когда я подавлен
100 вещей, которыми можно отвлечься, когда мне одиноко
100 правил, которые я нарушил
100 умений, которыми я владею
100 чувств, которые я испытываю сейчас
100 воспоминаний детства
100 вещей, которые мне говорили мои родители
100 способов быть великодушным
100 способов повысить результативность
100 вещей, которые я ненавижу
100 вещей, которые я хочу
100 мест, которые я хотел бы посетить
100 вещей, которые мне хотелось бы услышать от кого-нибудь
100 вещей, которые мне хотелось бы слышать постоянно
100 вещей, которые мне хотелось бы сказать своему ребенку
100 вещей, которые мой ребенок должен знать обо мне
100 причин иметь ребенка
100 причин не иметь ребенка
100 прилагательных, описывающих меня
100 решений, принятых за меня другими
100 удачных решений, принятых мною
100 дел, которые я совершил бы, если бы мне осталось жить 6 месяцев
100 вещей, которые ожидают от меня другие
100 вещей, которые я сам ожидаю от себя
100 приговоров, которых я не вынес
100 способов развивать креативность
100 предметов, которые можно носить в карманах
100 предметов, которые я спасал бы во время пожара в моем доме
100 вещей, которые я хотел бы сказать моей матери (отцу)
100 вещей, которые я никогда не сказал бы моей матери (отцу)
100 финансовых страхов
100 провинностей, за которые я сам себя прощаю
100 вещей, которые мне необходимо держать под контролем
100 ситуаций, над которыми я боюсь потерять контроль
100 исполненных молитв
100 человек, с которыми я хотел бы встретиться
100 причин моей ревности
100 человек, которыми я восхищаюсь
100 дел, которые я отложил «на потом»
100 воспоминаний прошлого
100 вещей, которые вдохновляют меня
100 моих неоконченных дел
100 дел, которыми я горжусь
100 поступков, которые я никогда не повторю
100 способов получать доход
100 жизненных принципов
100 человек, которых я хочу простить
100 человек, чье прощение я хочу получить
100 поступков, за которые мне следует простить себя
100 ошибок, которые я совершил
100 уроков, которые я получил
100 способов стать здоровее
100 причин для слез
100 причин для смеха
100 вещей, которые я переложил бы на других
100 вещей, которые я хотел бы получить ко дню рождения
100 вещей, которыми я устал обладать
100 обязанностей, которых я хотел бы избежать
100 вещей, о которых можно составить Список 100
о "16 темах"Вообще, чтобы планы реализовывались, необходимо, чтобы они были закономерным следующим шагом в некой истории развития; чтобы были какие-то ценности и умения, возникшие в прошлом и существующие в настоящем, которые служат основанием и опорой для будущих действий. При этом история должна быть такой, чтобы возникала драматическая вовлеченность в нее рассказчика/героя. Вот с этим мы и будем работать, шаг за шагом, то есть вопрос за вопросом.
Во время первой итерации 16 тем, то есть до Нового года, я предлагаю, осмысляя каждую из тем, писать «фокусирующее утверждение». Для этого можно ответить на следующие вопросы:
- как в этой области обстоят дела в настоящем?
- как вы к этому относитесь?
- есть ли у вас в этой области жизни «зона комфорта»? Что-то, что уже получается "само", без существенных усилий; что-то, о чем вы не задумываетесь?
- что, касающееся этой области жизни, вы пока не можете делать полностью самостоятельно, но при поддержке более опытного человека вполне смогли бы?
- есть ли в этой области жизни какие-то области, к которым вы пока еще не знаете, как подступиться?
- есть ли в этой области что-то, за что вы себя критикуете?
- что-то, чем вы гордитесь? Что вас радует?
Постарайтесь писать не дольше 15-20 минут. Прямо вот по таймеру: прозвенел – прекращаем писать, даже если еще не все сказали. Это создаст «эффект незавершенного действия». Конечно, если «страсть как хочется записать кое-что», надо записывать. Главное – не насиловать себя.
В следующей итерации мы вместе с желающими обратимся к прошлому.
@темы: письменные практики